Исследование звукового тракта iTunes

Дата обновления: 28 Августа 2013
2013-08-28T18:50
Audiophile's Software

Пролог

Отчасти по инерции, отчасти — по просьбе одного из пользовтелей сайта, я решил провести очередное исследование. Сегодня у нас в лаборатории детище корпорации Apple. Еще один продукт для широкого потребителя, не отличающийся высокой конфигурируемостью, с множеством странных (по моему мнению) и ненужных функций, а также интеграцией интернет-магазина. Во многом этот продукт напоминает мне Windows Media Player от Microsoft. Ну, что ж, пользуются и WMP, и iTunes тоже кто-то пользуется. Так что, как говорится, «сейчас мы их проверим, сейчас мы их сравним...». Сегодня у нас будет что-то вроде баталии между Microsoft и Apple. Посмотрим, кто кого...

Оборудование и ПО

Intel Core i3 2.93 ГГц, ASUS P7H55-V, 4 ГБ DDR3, Creative X-Fi Xtreme Gamer

Microsoft Windows 7 Ultimate SP1 x64

iTunes 11.0.6.5
RightMark Audio Analyzer 6.3.0
Sony Sound Forge 10.0c

Настройки

Первый взгляд на настройки плеера заставляет русского человека невольно сконфузиться. Странно, что корпорация Apple не нашла нормального переводчика, разбирающегося в цифровом звуке, который бы сделал нормальную локализацию iTunes.

Остается только догадываться, что здесь имелось ввиду «воспроизведение через», «частота дискретизации» и «бит на семпл». Я уже не говорю о том, что один вид ползунка "улучшение звука: слабо/сильно" вызывает просто таки гомерический смех.

Но давайте перейдем к делу. Проверим, как работают все эти настройки.

Итак, сегодня я проверяю на слух. Для начала берем нашу любимую синусоиду 24/44.1 с уровнем -80 дБ. В режиме DirectSound 16/44.1 явно слышны искажения, что обусловлено отбрасыванием младших 8 битов без дезеринга. Если установить разрядность в 24 бита, всё играет нормально. Далее — если изменить режим вывода на сеанс Windows Audio (имеется ввиду Windows Audio Session) и перезапустить плеер (необходимо для смены режима), то настройки разрядности уже на звучание не влияют — очевидно, программа начинает выводить в режиме, заданном в настройках устройства Windows (там установлено 24/44.1). Что касается семплрейта — то эта настройка вообще ни на что не влияет, в обоих режимах. Очевидно, плеер продолжает выводить аудио с оригинальной частотой дискретизации, предоставляя ресемлирование операционной системе. В общем-то, это хорошо, иначе была бы проблемы фиксированной частоты — как у AIMP3.

Теперь посмотрим, как iTunes воспроизводит свой родной-любимый формат Apple Lossless (ALAC). Закодируем тестовый сигнал формата 24/96 и прогоним через плеер.

Что ж, порядок. Никакой обработки, никаких искажений. Это хорошо. Перейдем к lossy. Начнем с MP3 из 24-битного источника. Напомню: у нас стоит вывод через Windows Audio Session, формат 24/44.1.

И тут iTunes радует нас 24-битным декодированием MP3. В самом деле, приятная неожиданность. Более того — результаты декодирования идентичны результатам foobar2000. Также всё хорошо у плеера и с форматом AAC.

И у нас остается последний пункт — клиппинг. Проверяем на MP3 и AAC файлах с превышением уровня в 6 дБ.

И тут у нас интереснейшая картина. На MP3 я получил клиппинг с любыми настройками, в обоих режимах. Это говорит о том, что декодирование MP3 выполняется с фиксированной точкой (скорее всего 24-bit integer). ReplayGain iTunes, по-видимому не читает. Но куда интереснее с AAC — в режиме Windows Audio Session я явно услышал, как сработал лимитер. Не изначально было неясно, что это за лимитер — в плеере, или же в Windows (limiter APO). Переключившись на DirectSound, я понял, что лимитер срабатывал в микшере Windows, т.е. плеер до этого выводил аудио в режиме с плавающей точкой. Но дальше я обнаружил другую особенность — в свойствах трека (в плейлисте iTunes) есть вкладка, где можно регулировать громкость:

Так вот, если сдвинуть ползунок громкости в любую сторону на минимальное расстояние, включается лимитирование сигнала! Надо полагать, это уже встроенный лимитер плеера, призванный предотвратить клиппинг при чрезмерном повышении громкости. Но для MP3 этот трюк конечно же не работает — клиппинг происходит еще на этапе декодирования.

Итог

Таким образом, для iTunes мы получаем следующее:

 + аккуратное декодирование lossless и lossy, в т.ч. с высокой разрядностью;
 + 24- или 32-битный с плавающей точкой вывод;
 + сохранение оригинальной частоты дискретизации — все преобразования выполняет Windows;
 - отсутствие поддержки ReplayGain;
 - декодирование MP3 в формате с фиксированной точкой.

В общем и целом WMP c iTunes оснащены простенькими, практически одинаковыми по функционалу звуковыми движками. Но если судить строго, у iTunes мы имеем небольшое преимущество в виде 24-битного декодирования MP3. Так что фанаты Apple могут возрадоваться и спокойно слушать AAC на своём любимом iTunes.

А я тем временем пошел чистить систему от установленного с плеером мусора...


Информация от спонсора

220-110.РФ: здесь Вы можете приобрести высококачественные повышающие и понижающие трансформаторы 220-110 В. В наличии преобразователи напряжения различных форм-факторов и мощностей (300-10000 Вт). Также здесь можно приобрести переходники для самых различных электрических розеток и вилок.

 
   
Категория: Авторские статьи | Автор: | Добавил: Audiophile
Просмотров: 12151| Рейтинг: 5.0/5, голосов: 2
Комментариев: 9
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
0   Спам
[9] MaximusPanin (14 Августа 2015 18:32)
MaximusPanin
Узнал что:
Direct Sound - используют, чтобы были слышны системные звуки при воспроизведении.
Windows Audio Session - что бы выключить системные звуки при воспроизведении.

Но у меня карта подключена по usb всё равно реагирует на системные звуки.
0   Спам
[8] j7n (29 Марта 2015 02:19)
j7n
У Apple надо было продвигать свой "Mastered for iTunes" стандарт, в котором вознейший пункт предотвращение клиппинга. Улучшить точность воспроизведения MP3 не в их интересах. Ещё в прошлом месяце один эксперт по звуку, который пользуется продукцией Apple, мне утверждал что сэмплы вне шкалы (клиппинг) закодированные в медиа файлах невозможно корректно проигрывать. Foobar существующий более 10 лет не считается. Не по тему: любопытно что Opus, имеет всего 6 дБ запас выше 1.0, когда другие форматы (nero, lame, vorbis) справились со сигналом умноженным на 4 (12 дБ). Про мусор это точно.
0   Спам
[6] MaximusPanin (11 Сентября 2013 07:00)
MaximusPanin
Что предпочтительнее Windows Audio или Direct Sound ?
0   Спам
[5] tikhaev (31 Августа 2013 15:10)
Уважаемый Audiophile, а можно исследовать результаты звукового тракта J.River 19? Он выглядит более многообещающим, на слух, по крайней мере.
Спасибо, Ilya
0   Спам
[4] TMainStream (30 Августа 2013 20:21)
Дорогой Audiophile, дайте ответ на такой вопрос. Если верить EncSpot, в качестве mp3 кодера itunes использует что-то фраунгоферовское (fastenc or mp3enc) Как узнать, действительно ли используется один из этих кодеров, или эйпл просто создала его на основе фраунгоферовского кода?
0   Спам
[7] andrey29 (19 Декабря 2014 03:19)
Своего мп3 кодера они не разрабатывали, модифицировали FhG.
Большое внимание уделили тому что выше 16 кГц. Спектры получаются почти как в
оригинальном WAV почти во всех треках без полок. В оригинальном
Фраунгофере полки на 16 кГц видны и на битрейте в 320. Собственно что я
рассказываю все и так знают.
+1   Спам
[3] TMainStream (28 Августа 2013 20:02)
Спасибо, хорошая статья. А с мусором это точно, поставил как-то по глупости  facepalm kaka
0   Спам
[2] sergejholod (28 Августа 2013 18:50)
Цитата
А я тем временем пошел чистить систему от установленного с плеером мусора...
да нездоровая фигня  crazy Спасибо за очередной интересный и познавательный обзор
0   Спам
[1] woofer_160 (28 Августа 2013 15:51)
Спасибо, очень интересная статья. С мусором четко подмечено))